17.11.2015
Ибо церкви и властителям Европы нужна не мученическая смерть Жанны, которая сделает ее героем, им нужно ее отречение, чтобы уничтожить еще раз «ересь» о могуществе человека, о его несломленном духе, способном восстать против всех господствующих идей и предрассудков.
Эту сцену прекрасно ведут Ю. Карпенко (Кошон) и В. Гришко (Варвик). И несмотря на довольно смелую перемонтировку авторского текста, именно она кажется наиболее близкой стилистике пьесы Ануя.
Спектакль «Жанна», конечно, во многом воспринимался как моноспектакль Т. Пушкиной, утверждающий принципиально новый уровень актерского мастерства лермонтовцев. По виртуозности и сложности сценического рисунка, по степени выразительности «синтетической» формы образа, это была поистине новаторская работа. Дальнейшая жизнь спектакля казалась невозможной без Жанны - Т. Пушкиной. Но перед отъездом В. Захарова и Т. Пушкиной из Алма-Аты они начали готовить новую исполнительницу Жанны - В. Полишкис, актерская индивидуальность которой несколько трансформировала первоначальный режиссерский рисунок. Оказалось, что точность и внутренняя наполненность сценической формы спектакля достаточно подвижна для актерских коррективов, неизбежных при вводе в готовую ткань новой художественной индивидуальности.
Новая Жанна не повторила виртуозного рисунка первой исполнительницы. Да и не могла повторить. Но В. Полишкис сохранила «бесплотную духовность» героини Ж. Ануя и, несколько упростив ее характер, сыграла Жанну с подкупающей силой внутренней сосредоточенности, обнаруживая в созданном ею угловатом, резко очерченном, лишенном гармонической завершенности облике орлеанской девы глубокую драматическую напряженность и несгибаемую одержимость своей человеческой и исторической миссией.
Спектакль «Жанна» вновь показал, как высок и жизнеспособен творческий потенциал искусства лермонтовцев.