Стеклоделы Киева в специальных печах сами готовили и эмалевую массу из стеклянной массы. Растертой в порошок и смешанной с водой эмалевой массой заполняли каждую ячейку изделия. Поместив изделие в печь, эмальеры расплавляли порошок. Вещи, вышедшие из мастерских ювелиров-эмальеров, обнаружены в Киеве и Новгороде Великом, Рязани и Владимире, Ярославле и Костроме, Галиче и многих других русских городах. Наличие здесь местных мастерских доказывается как наличием ремесленных браков и отходов, так и своеобразностью местных форм и оттенков. Начало этого ремесленного производства можно отнести уже к X в. К более позднему времени, к XV-XVII вв., относится массовое производство изразцов, особенно печных, русские гончары покрывали их поливой как цветов, традиционных для ранней Руси, так и других оттенков. Та- кие изразцы назывались «ценинными». Обожженный изразец сначала покрывали так называемым ангобом, а затем кистью наносили поливу и снова обжигали. При раскопках Гончарной слободы за Яузой в Москве были найдены вместе с заготовками и целыми изразцами и чашечки для поливы. Обычно ценина была зеленого или синего цвета, что зависело от добавления медных солей и окиси железа в шихту. Для глазури, которой покрывали и плитки и посуду, применяли тончайший ил. Любите путешествовать? Закажите туры во Вьетнам от туроператора Амиго-С.
Керамические изделия, покрываемые поливой, являлись продукцией гончаров, знакомых с химией стекла и красителей. В то же время гончарам необходимо было знание свойств разнообразных глин и примесей. Глины, применяемые гончарами, обычно бывают двух видов: так называемые жирные и тощие. Первые трудно растворить в воде, они медленно высыхают и дают значительную усадку. «Тощие» же содержат много примесей и недостаточно пластичны.